Мануальная терапия

На Руси костоправы были всегда. Жизнь заставляла. Работа в поле и в лесу тяжела – по субботам в бане «кости правили» веником, кринкой и даже вальком для белья. С охоты приносили человека – медведь потрепал, а то кабану перешел дорогу – опять костоправа зовут. С травами, да с маслами. В казачьих войсках были костоправы. Пользовали от пули и дурного настроения. Разомнут от души, каждую косточку потрогают, каждый позвонок с места на место переставят. Костоправство, или мануальная терапия.

Греческому языку обучены были немногие, а то бы, наверное, и в ту давнюю пору звали костоправов как нынче — мануалами. От греческого слова «ману» — рука. Все, что делает массажист с телом — это в той или иной степени костоправство. Но настоящее костоправство — это работа со связками и суставными сумками. Пальцы костоправа всегда обладают повышенной сенсорной реакцией. Они пластичны, чутки, сильны и точны. Костоправ прощупывает пальцами сегмент тела и точным движением ставит позвонок или сустав на место. На протяжении всей истории человечества костоправство пользовалось популярностью, но лишь в середине ХХ века оно обрело научное обоснование и было переименовано в «мануальную терапию».

Невозможно назвать страну, в которой роди­
лось искусство мануальной терапии — просто пото­му, что это самое древнее из врачебных искусств появилось тогда, когда никаких стран и государств еще и вовсе не существовало. Первыми врачевате­лями и пациентами стали первобытные охотники, которые просто руководствовались инстинктом и, конечно же, не знали, что положили начало целой огромной отрасли медицины, которая будет жить века и века после них. Естественно, что во время охоты, да и вообще в процессе своей непростой жизни вне благ цивилизации наши далекие предки часто получали травмы или просто перетруждали свой организм, которому после тяжелого физи­ческого труда требовалась помощь. Но никаких средств помощи и самопомощи, никаких инстру­ментов, кроме собственных рук, у них, конечно, не было.

Однако и руками можно было сделать не
так уж мало. Не только вправить вывих, ускорить рассасывание гематом, но и промять все тело, поставив на место внутренние органы, заставив их снова нормально работать.Уже позже методики мануальной терапии рас­пространились по всему миру. Из дошедших до нас литературных источников Древней Греции мы узна­ем, что Гиппократ широко применял эти методы, один из которых был Таков: два целителя растягива­ли пациента за руки и за ноги, а третий ходил по его спине. Этот метод был известен и у других народов.

На Востоке считалось, что снять усталость после тя­желой работы отцу помогают его маленькие дети, когда босиком бегают по его спине. Лечебные проце­дуры, имеющие прямое отношение к мануальной те­рапии, частенько применялись в восточных банях.
Пушкин в «Путешествии в Арзрум» описывает приемы, которые применял в тифлисских банях банщик Гассан. «Гассан… начал с того, что разло­жил меня на теплом каменном полу; после чего на­чал он ломать мне члены, вытягивать суставы, бить меня сильно кулаком; я не чувствовал ни малейшей боли, но удивительное облегчение (азиатские бан­щики приходят иногда в восторг, вспрыгивают вам на плечи, скользят ногами по бедрам и пляшут по спине вприсядку…)».

Приемы народной мануальной терапии пере­
давались из поколения в поколение. Не всегда и не везде они признавались официальной медициной. Россия в данном случае — приятное исключение: здесь народная мануальная терапия никогда не всту­пала в противоречие с медицинской наукой и прак­тикой. Сейчас мануальная терапия — вполне закон­ная, признанная отрасль медицины. Но в офици­альной медицине под мануальной терапией понимается главным образом система методов, при­званная излечивать болезни опорно-двигательного аппарата. Народная мануальная терапия — понятие более широкое. Ее методы призваны лечить все ор­ганы и системы человеческого организма.

Если ор­ганизм работает плохо, если в нем не хватает жиз­ненной силы, энергии, если плохо циркулирует кровь и нарушаются обменные процессы, если на­блюдаются застойные явления — значит, пора в бу­квальном смысле слова взять тело в свои руки и, словно скульптор, вылепить и выправить его, при­близить к идеалу, вдохнуть в тело новую жизнь.
Это под силу каждому человеку. Наши руки — уди­вительный инструмент. Даны они нам как надежные помощники в повседневной жизни, как труженики, умеющие выполнять множество всяких работ, как творцы, способные создавать произведения искус­ства… Но еще они даны нам как средство самоисце­ления. И грех не использовать их в этих целях.Что же мы можем сделать руками? Многое. Главное — мы можем воздействовать на мышцы те­ла путем надавливания и опосредованно через ко­жу и мышцы воздействовать на внутренние орга­ны, возвращая им подвижность, энергию и подо­бающее им место. Ведь именно от этого зависит здоровье не только конкретного органа, на кото­рый мы воздействуем, но и других органов и сис­тем и организма в целом.

Главное, необходимо помнить, что лечение даёт положительный эффект только если перед правкой позвоночника, был приведён в порядок живот. Костной системой, и в первую очередь позвоночником, древнерусские лекари занимались непосредственно после «правки живота». Сейчас же ее проводят как самостоятельное лечение, поэтому эффект от этих процедур действует недолго, а затем все возвращается на круги своя. Дело все в том, что костоправ прежде всего после расслабляющего массажа снимает так называемые мышечные блоки, т.е. спастические сокращения глубоких коротких межпозвоночных мышц, которые сдавливают нервные корешки и вызывают боль и затрудняют движения. Но ведь эти блоки вызываются импульсами с внутренних органов, у которых нарушены функции и которые посылают сигналы в спинной мозг как бы о временном выключении этого органа. Поэтому, не исправив работу внутренних органов, прежде всего органов брюшной полости, костоправство не имеет смысла.